В момент заключения кредитного договора для личных (потребительских) нужд не редки случаи поступления предложений от сотрудников банка о заключении договора страхования. Страхование от несчастных случаев, страхование жизни, потери работы – перечень является неисчерпывающим.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» от 21.12.2013 поскольку договор страхования заключается в рамках кредитного договора, то такая услуга считается дополнительной и без Вашего письменного согласия навязывать ее, не имеют право.
Кроме того, у заемщика обязательно должна быть альтернатива заключения получения заемных денежных средств без страховки. Но в этом случае, банк, как правило повышает процентную ставку, для оправдания своих рисков. И уже здесь, к сожалению для заемщика, организация действует законно.
Бывают ли случаи возврата банком денежных средств за страховку? Отказ от подписания договора страхования законодательно закреплен, кроме того, гражданин имеет право это сделать в любой момент, также после получения заемных денежных средств. Но на основании ст.958 Гражданского кодекса страховая премия потребителю финансовой услуги не возвращается.
Но по общему правилу, как в случае и с другими товарами и услугами, применяется право потребителя на отказ в течение четырнадцати дней с того момента, как был подписан договор. В этой ситуации, денежные средства будут возвращены в полном размере.
Согласно вышеуказанной статьи, в ситуации, когда заемщик отказывается от составленного договора страхования по истечении 14 календарных дней и при отсутствии наступления страхового случая, то страховщик имеет право на часть страховой премии пропорционально времени, в течение которого действовало страхование.
Эти правила действуют в отношении потребительских кредитов, но не ипотечных.
Если Вы погасили кредит досрочно, и за все время действия договора страхования страховой случай так и не произошел, то страховщик должен вернуть часть страховой премии пропорционально времени, в течении которого действовал такой указанный договор.
Данные условия действуют с 1.09.2020 года и соответственно распространяются на договоры, заключенные после этой даты, что отражено в письме Банка России No ИН-06-59/50 от 13 июля 2021 года.
Но к сожалению, организации, занимающиеся страхованием, очень редко возвращают страховку, положенную, в случае погашения кредита, прежде окончания срока договора, пользуясь отсутствием знаний потребителей, что является нарушением прав заемщиков, за защитой которых, в последствии приходится обращаться в суд.
Указанная категория дел относится к искам о защите прав потребителей. При разрешении таких споров судьи подробно изучают все документы, относящиеся к делу: главным образом кредитный договор, договор страхования, подписанные заемщиком заявления и правила страхования.
В этой категории споров предусмотрен досудебный порядок. Но есть свои нюансы.
Для начала нужно отправить в страховую компанию письмо с указанием требования возвращения страховой премии, с приложением кредитного договора, договора страхования, выписки по кредиту и другими необходимыми документами.
Если требования, заявленные потребителем финансовых услуг, не были удовлетворены добровольно, а сумма страховки, подлежащей возврату, не превышает пятьсот тысяч рублей, то перед обращением в суд, необходимо направить заявление о рассмотрении к финансовому уполномоченному. Сроки обращения, в этом случае, общие, 3 года с момента обнаружения нарушения прав.
Наша юридическая компания «МАФ» оказывает помощь на всех указанных этапах страховых споров: от уведомления страховой компании до составления искового заявления и защиты нарушенных прав потребителя в суде.
Для получения консультации по юридическим вопросам звоните по телефону
+7(918) 688-01-01 или напишите нам в WhatsApp, Telegram.
Опытные специалисты «Юридической компании МАФ» профессионально и деликатно помогут Вам в решении сложных вопросов.
© 2023 МАФ Юридическая компания
ИП Мугу Светлана Джахфаровна
ИНН 010700767030, ОГРНИП 323010000004651
г. Краснодар, ул. Северная, д. 324 А, в районе ТЦ Галерея